Модная женская одежда 30-х годов
В 30-е гг. особо популярной становится фабричная одежда (то, что мы теперь называем “готовая одежда”). Массово произведенный товар стоит гораздо дешевле, чем выполненный на заказ, что очень важно в период экономического спада.
Более широкое распространение получили недорогие материалы. В моду входят «грубые» («крестьянские») ткани, а также хлопок. Трендовыми становятся фактурные полотна. «Чем грубее, тем моднее» – один из основных критериев, которым руководствовались при выборе тканей для пальто, дневных повседневных платьев, юбок.
Ткани, используемые в 1930-х гг.:
- хлопок для повседневных платьев;
- шелковый или вискозный креп для вечерних платьев;
- тонкая вискоза для блузок и летних вечерних платьев;
- лен для летних костюмов и платьев;
- шерсть для зимних костюмов и верхней одежды;
- твид или вельвет из вискозы для осенне-зимних платьев;
- шелковистый атлас, кружево, бархат и тафта для вечерних платьев.
Цвета тканей, которые были в моде в 30-х гг.:
В весенне-летний период | В холодный сезон | Круглый год |
|
|
|
К тому же появились новые для моды периода Великой депрессии цвета – персиковый и бирюзовый, которых не было в 20-е гг.
Основные модные тенденции 30-х гг.
В 20-е гг. была в моде очень свободная одежда с заниженной талией и длиной до колен, придающая фигуре квадратные очертания. К 1933 г. она полностью исчезла, а на ее место пришел более скромный и облегающий стиль с подчеркнутой женственностью.
Теперь для модного образа были важны:
- широкие плечи
- высокая талия;
- облегающие бедра;
- длина подола до середины икр или до пола.
Мода 30-х годов у женщин предполагала ношение достаточно длинных юбок.
Навязываемый модными тенденциями силуэт был совсем не реалистичным. В журналах и рекламах рисовали женщин в три раза выше и худее, чем любая настоящая женщина. Однако модницы стремились к идеалу, в чем им частично помогало нижнее белье, формировавшее нужные формы.
Конечно, мода 30-х гг. прошлого столетия видоизменялась, однако среди основных тенденций, сохранявшихся в течение целого десятилетия, можно выделить:
- платья миди-длины с пышными рукавами, с большими кокетками и воротниками, поясом на талии;
- все это время оставались в моде вечерние платья с открытой спиной, с длинными косыми вставками и без рукавов;
- матросские брюки с высокой талией и широкие пляжные пижамы;
- шорты, похожие на юбки, полосатые трикотажные рубашки в качестве спортивной одежды;
- slouch шляпы (шляпы с опущенными полями), «наклонные» шляпы, береты;
- меховой воротник зимнего пальто;
- оксфордские туфли с перфорированными деталями, обувь с Т-образным ремешком.
Платья
Фигуры большинства женщин не соответствовали модному идеалу, поэтому в фасонах платьев плечи увеличивали за счет специальных подплечников, рукавов с буфами, больших воротников, оборок, из-за которых размеры талии и бедер казались меньше.
Домашние
Домашние платья чаще всего шили из практичного и прочного хлопкового перкаля (перкаль – хлопчатобумажная ткань повышенной прочности из некрученых нитей) с яркими смелыми принтами, а их фасоны соответствовали модным тенденциям.
Самым популярным было двустороннее домашнее платье с запахом, называемое «hooverette». Оно походило на халат с глубоким запахом, завязкой на талии и спортивным рукавом (или рукавом другой удобной формы).
Универсальность фасона состояла в том, что передние полочки запаха можно было поменять местами (то есть правую запахнуть на левую или наоборот), что давало возможность скрыть грязные пятна, появившиеся во время домашней работы.
Практичное и пригодное для частых стирок «hooverette» было идеальным повседневным платьем, которое соответствовало стилю тридцатых годов.
Дневные (повседневные) платья
Для выхода из дома по делам (например, для похода по магазинам) предназначались дневные платья. Обычно их шили из шелка или вискозного крепа. Фасоны соответствовали классическому силуэту 30-х гг.: пышные рукава, подчеркнутая поясом линия талии, большие воротники.
Чтобы дневные платья были более привлекательными, их украшали большим количеством деталей.
Для этого использовали:
- обычную вышивку;
- трапунто (trapunto – это объемная вышивка);
- декоративные пуговицы;
- аппликацию;
- мережку;
- сборки;
- рюши;
- банты;
- отделки из искусственных цветов;
- металлические заклепки;
- декоративные булавки;
- кружева, складки и различные плетеные детали.
Акцент делался на верхней части платья, поэтому украшали воротник, лиф и рукава. Нижняя часть платьев и юбки в 30-х гг. были простыми и отличались складками и стилями швов. Цвета для дневных моделей выбирались, как правило, однотонные и приглушенные.
Для осени характерными были:
- сливовый;
- коричневый;
- королевский синий;
- изумрудно-зеленый;
- золотой;
- серый и черный.
К весенней палитре относились:
- розовый;
- сливочно-желтый;
- персиковый;
- небесно-голубой;
- оранжевый;
- коричневый;
- белый;
- орхидея, роза и средний синий.
Вечерние платья (платья для различных мероприятий)
Вечерние платья 1930-х годов были длинными и сексуальными. Их часто носили с меховыми накидками. Для пошива использовали хорошо облегающие ткани. Особенно популярными были шифон, шелк, крепдешин, атлас. Модные вечерние платья подчеркивали все изгибы женской фигуры до середины бедра, ниже элегантно расклешивались.
Спереди подол почти касался пола, а сзади часто имел маленький шлейф. Многие платья вокруг декольте были украшены небольшими группами бисерных цветов или стразами. Если сначала в тренде были модели с пышными рукавами, то позже стали носить фасоны без рукавов и с глубоким вырезом на спине. Вечернее платье без спинки – самая трендовая модель 1930-х гг.
Платья-слипы шили из легкой струящейся ткани, которую часто собирали на плече при помощи декоративной броши.
Как и в конце 20-х гг. в тренде оставались платья в стиле Art Déco. Дизайнеры 30-х гг. черпали свое вдохновение в образах греческих и египетских богинь, чьи наряды формировала обширная драпировка. Несмотря на то, что платья были без рукавов и обнажали спины, они не выглядели слишком откровенными.
Свадебные платья
Иначе выглядели свадебные платья. Это были шелковые или атласные модели в пол со шлейфом «рыбий хвост». Они имели скромный неглубокий вырез, длинные рукава. Образ дополняли воздушными вуалями, украшенными кружевами.
Штаны и юбки
Некоторые женщины надевали брюки и до Великой депрессии, но только в 30-е гг. появилась возможность в некоторых ситуациях, например, во время занятий спортом или отдыха на пляже, носить этот элемент одежды на публике.
Спортивные брюки и шорты надевали для игры в теннис, пеших прогулок, отдыха на природе, катания на лыжах и коньках. Также такая одежда была приемлема при просмотре спортивных соревнований.
Брюки были широкого кроя со складкой спереди. Например, брюки-кюлоты (очень широкие, струящиеся и с высокой посадкой на талии) выглядели как юбка, если женщина стояла неподвижно. Шили этот предмет верхней одежды для теплого времени года обычно из прочной хлопчатобумажной ткани, например, саржи, для зимнего варианта выбирали шерсть.
На пляже модно и современно было появляться в пляжных пижамах. Они не очень сильно отличались от сегодняшних моделей и выглядели как брюки палаццо экстремальной ширины (палаццо – фасон, при котором брюки расширяются от талии или верхней части бедра) с прикрепленным к ним топом без рукавов.
Такая одежда была очень удобна. Для ее пошива чаще всего выбирали тонкие ткани в смелых геометрических узорах. Но все-таки более привычным вариантом осталась юбка. Ее длина вначале 30-х гг. доходила до щиколотки. В середине десятилетия юбки с оборками сменили длинные и прямые, которые к 40-м гг. постепенно превратились в расклешенные с длиной чуть ниже колена.
Юбки имели:
- высокую талию;
- немного расклешенный подол;
- облегали, но не обтягивали фигуру.
Блузы, рубашки
Дополнением к юбкам и брюкам являлись рубашки, кофты, блузы, свитера. Благодаря простоте и удобству большой популярностью пользовалась блуза на пуговицах из хлопка с цветочным принтом и пышными рукавами. В связи с тем, что в 30-е годы была в моде завышенная линия талии, блузки имели короткую длину и плотно прилегали к талии, что позволяло носить юбки и брюки с высокой посадкой.
Неглубокий вырез оформляли небольшими воротничками разнообразных форм. Блузки декорировали такими деталями, как защипы, складки, оборки, красивые пуговицы, что придавало изделию дополнительную эстетику.
Более глубокие вырезы женщины обычно прикрывали шарфиками или небольшими легкими платками, которые служили дополнительным штрихом к образу. Их завязывали на шее, а края заправляли под блузу.
Самым простым фасоном блузки была рубашка на пуговицах и с воротником-стойкой. Она могла быть как нарядной, так и повседневной, отлично сочеталась с юбками и брюками.
Рубашки также отличались по цвету. Популярными узорами в 30-е гг. были клетка, полоска, горошек, пейсли (paisley – это причудливый узор, по форме напоминающий каплю с множеством мелких деталей). В магазинах блузки с принтом часто продавались в комплекте с пиджаком на подкладке из того же материала, что и блузка, а также с подходящей юбкой.
Для пошива нарядных блуз использовали атлас, шелк, кружева, органди. Фасоны с запахом имели длинный рукав «летучая мышь», «епископ». Для придания тонкому воздушному изделию объема в плечах и груди модель дополняли бантами, оборками, рюшами, манишками, накидками. Многие блузки имели пояс.
Верхняя одежда
Верхняя одежда была представлена пальто, плащами, куртками.
Пальто
Пальто повторяли силуэт модных платьев: высокая зауженная талия, широкие плечи, объемные рукава. Фасон дополняли большие воротники или широкие лацканы. Многие пальто, особенно зимние, имели съемные меховые воротники и пояса. Застежка была спереди или сбоку.
Для пошива использовалась шерсть насыщенных цветов: зеленого, среднего синего, винного, коричневого, кремового.
Плащи
В 30-е гг. были популярны плащ-накидка и тренчкот. Плащи шили из шерстяной или хлопчатобумажной прорезиненной ткани. Такая пропитка делала плащи водонепроницаемыми. У большинства дождевиков-накидок не было рукавов или отверстий для рук. Некоторые модели имели капюшоны, другие выпускались с круглыми воротниками.
Модной новинкой того времени стали полупрозрачные плащи-дождевики с рукавами, полюбившиеся женщинам за то, что не скрывали одежду снизу. Часто к ним прилагались прозрачные сумки с ручкой или сумки-конверты, которые можно было спрятать от дождя под плащ.
К концу десятилетия (когда начался подъем экономики) женщины стали отдавать предпочтение плащам, которые походили на модные пальто.
Обувь и аксессуары
Мода 30-х годов женщины, живущей в условиях Великой депрессии, предполагала особые умения, которые позволяли простое платье или костюм превращать в оригинальную одежду. В период тяжелого экономического положения модный образ создавали за счет аксессуаров: сумочек, перчаток, ремней, головных уборов и украшений.
Обувь
В 1930-х гг. женская обувь выпускалась в самых разнообразных стилях, но самыми популярными оставались оксфорды на среднем каблуке и со шнуровкой (в тяжелые времена акцент делался на комфорте и долговечности).
В моде были туфли с вырезами, Т-образными ремешками и ремешками на щиколотках, туфли на кубинских, испанских, застроенных каблуках высотой 2–6 см. Сандалии и даже спортивная обувь также имели небольшой плоский каблук.
Уникальной характеристикой обуви эпохи застоя стали вырезы и броги (небольшие отверстия, создающие сложные узоры на корпусе обуви). Именно в этот период оксфорды приобрели более высокий каблук.
Туфли «лодочки» того времени изготавливались из лакированной кожи или замши, имели квадратный каблук и декорировались различными деталями, такими как шнуровка, бантики, фигурная строчка. Обувь с Т-образным ремешком, появившаяся еще в 20-х гг., стала чрезвычайно популярной в следующем десятилетии, как в повседневном, так и деловом стиле.
Для холодного сезона обычно выбирали коричневый цвет или черный, летом носили белый. Но в тренде были двухцветные туфли. Такая мода распространялась на обычную и спортивную обувь. Вечерние модели туфель обычно представляли собой лодочки на высоком каблуке, украшенные золотистым или серебряным ремешком. В зимние месяцы носили меховые сапоги и дождевые калоши.
Головные уборы
Шляпы и шляпки стали основными элементами, украшающими весь ансамбль. В 30-е гг. носили головные уборы разных фасонов. Шляпки-клош и береты остались в моде с прошлого десятилетия. Однако клош несколько видоизменились: их поля стали шире.
Крайне популярны маленькие шляпки, которые носили наклонно. Часто основным акцентом выступало птичье перо. В конце 30-х годов уже доминировали шляпы-федора в мужском стиле. Также в качестве головного убора были в моде красивые шарфы, завязанные на голове. Летом надевали соломенные шляпы с широкими полями.
Сумки
В период Великой депрессии сумки, как правило, были маленькими и плоскими (клатчи, пошеты). Если вечерние сумочки украшали, например, стразами, то дневные выглядели скромнее. К концу 30-х гг. размеры данного аксессуара постепенно увеличивались и появились ручки.
Перчатки
Перчатки были уместны как с повседневными, так и вечерними платьями. Для спорта и торжественных случаев продолжали носить кожаные, но для повседневной носки чаще всего использовали тканевые перчатки, более доступные и практичные. Их делали из вискозы и хлопка. Они были тонкими, хорошо стирались и представлены в широкой цветовой гамме.
Длина дневных моделей доходила до середины предплечья. Их изготовляли из ткани, вязаного кружева, мягкой кожи. Не столь популярные, но более доступные перчатки были короче, изготовлялись из замши или хлопчатобумажной ткани и имели минимум украшений.
Летом обычно носили самодельные вязаные белые перчатки, которые были доступы по цене. Их старались объединять в один комплект с вязаными шляпами, кошельками, поясами. При этом по цвету они соответствовали другим аксессуарам.
Нарядные модели имели широкие украшенные манжеты, застегивающиеся на запястьях. Если застежка не имела декоративной функции, то ее заменяли резинкой. Дизайн манжет был таким же продуманным, как и детали платьев, сумочек или обуви. Банты, вышивки, пуговицы, защипы превращали перчатки в яркую деталь модного образа.
С вечерними нарядами редко, но еще носили перчатки до локтей. Однако в 30-е гг. вечерний стиль все-таки предполагал открытые руки.
Украшения
Мода 30-х годов женщины, стесненной в средствах, опиралась в основном на умение изготавливать украшения самостоятельно. Небольшой букет цветов был идеальной брошью для дамского костюма.
Стразы, разноцветные стеклянные бусины, искусственный жемчуг стоили в разы дешевле, чем натуральные камни. Это делало их отличным материалом для изготовления заколок, булавок, серег, браслетов и вечерних колье.
Прически и макияж
Женщина должна быть всегда привлекательна. Несмотря на экономическую депрессию в этот период потребность в косметических средствах удвоились. В моду вошли высокие тонкие брови, глаза подчеркивали темными ресницами и блестящими тенями. Губы красили в нежно-розовые тона, чтобы они гармонировали с персиковыми румянами.
Некоторые женщины продолжали носить длинные волосы, однако именно короткие вошли в моду. Их укладывали при помощи тряпичных бигуди или использовали специальные щипцы «Marcel Iron» для создания глубоких волн.
Макияж
Мейк-ап в тридцатых годах начал создаваться по особому принципу. Брови выщипывали в виде максимально тоненьких нитей. Немало модниц вовсе решалось их сбрить, а прорисовывали нужную форму с помощью карандаша.
Тени при создании макияжа применялись фиолетовые, голубые, коричневые, серые и даже зеленые. При создании вечернего образа уместны стали мерцающие варианты. Дневной лук подразумевал использование матовых румян.
Румяна выбирались малиновые или же розовые. Они аккуратно растушевывались. Оставлять яркое пятно из румян на лице уже было недопустимо.
Взгляд получался максимально открытым за счет использования туши. Собираясь на вечеринку, женщины применяли накладные реснички. Особое же внимание уделялось подводке. Линию делали изящной и максимально тонкой. Благодаря этому образ получался максимально естественным. Губы же окрашивались максимально четко. Их контур не уменьшался.
Безусловно, в тридцатые года мода была далеко не такой, как сейчас. Правда, даже современные модницы нередко создают образы в этом стиле. Они получаются невероятно элегантными и женственными. Для того же, чтобы подобрать подходящий ансамбль, нужно лишь ознакомиться со всеми модными тенденциями того времени. После изучения этой информации составить идеальный образ уже не составит труда.
Особенности стиля 30-х годов у женщин в разных странах
Во все времена мода разных стран имела свои характерные особенности. Это зависит от менталитета того или иного народа, а также экономической и политической ситуаций в государстве. 30-е гг. не стали исключением.
СССР
Мода 30-х гг. женщины, живущей в СССР, опиралась на образы героинь советского кино. Сначала популярными были платья с заниженной талией в стиле чарльстон. Украшением служили различные вышивки, аппликации.
Затем эта мода уходит, и ее сменяют прямые юбки из солдатского сукна, блузки из ситца и платья из холста. Знаковым элементом женской одежды того времени можно назвать красную косынку в качестве головного убора.
Подражая кино-героиням, советские женщины выщипывали брови и перекрашивались в блондинок. В моде были как длинные косы, которые принимали формы затейливых корзинок, так и короткие стрижки.
Европа
Практичность и сдержанность – это основные характеристики европейской моды периода застоя. Для моды европейских стран присущи широкие плечи, узкие бедра, большие воротники, шейные шарфы, косынки и длина миди (то есть от середины голени и до колена).
В этот период появляется такая новинка, как косой крой, широко популяризируемый француженкой Мадлен Вионне. Он позволял платью струиться и в то же время плотно прилегать к фигуре.
Мода 30-х годов женщины, живущей в стране, пропагандирующей фашистскую идеологию (это Италия, Испания, Германия), в предвоенные годы стала предметом политической агитации.
Так, например, здесь в тренде была униформа немецкого женского клуба «Bund Deutscher Mädchen» («Союза немецких девушек») и альпийские костюмы, которые также соответствовали вкусам национал-социалистической Германии.
Азия
Мода азиатских стран до последнего времени была крайне консервативной.
Для нее всегда (в том числе и в 30-е гг.) были характерны:
- четкие линии и выверенные пропорции;
- многослойность;
- прямой не обтягивающий силуэт, который в некоторых моделях расширяется книзу;
- рукава длинные, цельнокроеные (типа реглан, «летучая мышь»);
- высокий ворот и отсутствие декольте;
- в качестве застежек использовались пояса или воздушные петли;
- характерные рисунки на ткани: иероглифы, драконы, сакура, бамбук, бабочки и другие элементы, свойственные азиатской культуре.
Америка
Американская мода 20–30 гг. развивалась в стиле «Чикаго». Это облегающие бедра укороченные (длина чуть ниже колен) юбки, которые к концу десятилетия стали еще короче, демонстративно подчеркнутая линия талии и блузки с глубоким вырезом.
Некоторые женщины предпочитали носить смокинги и мужские шляпы. Образ дополнял галстук.
Особенности женской моды 1930-х
Грань между социальным статусом и полами постепенно исчезает. Мода 1920-1930 годов рождает стиль унисекс, который тогда назывался «la garconne». Женщины научились водить автомобили, демонстративно много курят, коротко стригут волосы, красят губы ярко-красной помадой. Гольф и теннис стали любимым видом спорта многих модниц, а ночи они проводили в танцевальных клубах. В те времена стильные девушки носили одежду, которая скрывала их фигуру: мешковатые вещи, мини-юбки, костюмы мужского покроя.
Модной считалась фигура, лишённая всяческой женственности: отсутствие груди, узкие бёдра, угловатые формы. Одежда тех времён была предназначена для того, чтобы тщательно скрывать женские округлости. Дамы, которым не посчастливилось иметь мальчишеский силуэт, были вынуждены пользоваться корсетами и грациями, визуально делающими фигуру плоской.
[adv]
Стройные барышни могли себе позволить носить бюстгальтеры и пояса для чулок. С короткими платьями и юбками следовало носить панталоны с резинками возле колена, а также нижнее платье на бретельках.
С наступлением следующего десятилетия в моду входят облегающие фигуру длинные юбки и платья. И в искусстве, и в повседневности фаворитом является функционализм. Также и мода претерпевает изменения под его воздействием. Мода 1930 отличается косым кроем платьев, который красиво обрисовывает фигуру. Также эффектно смотрится глубокое декольте и бретели. Аристократия могла себе позволить накидывать поверх открытых платьев меховые накидки.
Дамы тех времён носили костюмы, которые шились строго по фигуре. На талии обязательно должен был быть пояс, а для дополнительного внимания к фигуре сверху надевали платки, шали, которые завязывали пышными бантами.
Примеры модных образов
Мода 30-х годов предполагала вариативность, поэтому женщины стремились создавать свои модные образы, сочетая в одном ансамбле различные предметы одежды.
Зима
Для зимней моды в тренде были лыжные брюки с манжетами и куртка. Шерстяные или фланелевые брюки, но уже без манжетов, появились в конце 30-х гг. Тогда стало модным сочетать их с толстыми «лыжными» свитерами или фланелевыми рубашками в мужском стиле.
К этому комплекту подходили куртка в стиле Mackinaw с поясом или короткая куртка-бомбер. Неотъемлемыми элементами такого стиля становились вязаные зимние шапки, шарфы, варежки и пара шнурованных зимних ботинок.
Весна-осень
В 30-е гг. для прохладной погоды одним из самых любимых образов было сочетание приталенного блейзера, который надевали поверх платья или комплекта, состоящего из юбки и блузки. В отличие от костюма, блейзер мог быть любого цвета, гармонично сочетаемого с платьем или юбкой. Часто блейзер заменяли укороченной кожаной курткой различных цветов.
Лето
Широкие матросские брюки белого или синего цвета с контрастными пуговицами были лучшими брюками 1930-х годов. Они отлично сочетались с повседневными полосатыми трикотажными футболками или рубашками поло.
Знаменитые актрисы старого Голливуда до сих пор остаются символом гламура. Их стиль – это эталон для подражания, на который ориентируются многие именитые модельеры вот уже не одно десятилетие. Поэтому многие фасоны (в том числе вечерних платьев) своими корнями уходят в далекие 30-е годы.
Винтажные модели вдохновляют не только обычных женщин, но и современных голливудских звезд, которые часто появляются на красной дорожке в стильных образах периода Великой депрессии.
Автор: Ирина Журавка