Психология детского рисунка — все, что не сказано вслух


«Эволюция» юного живописца

Рису­нок для ребенка явля­ется не искус­ством, а речью. Рисо­ва­ние дает воз­мож­ность выра­зить то, что в силу воз­раст­ных огра­ни­че­ний он не может выра­зить сло­вами. В про­цессе рисо­ва­ния раци­о­наль­ное ухо­дит на вто­рой план, отсту­пают запреты и огра­ни­че­ния. В этот момент ребе­нок абсо­лютно свободен.
Дет­ский рису­нок чаще всего наглядно демон­стри­рует сферу инте­ре­сов самого малень­кого худож­ника. На ран­них эта­пах раз­ви­тия (до трех лет) – это чер­точки, линии, круги. Малыш «про­бует» каран­даш или кисть, экс­пе­ри­мен­ти­рует. Обычно он сна­чала делает рису­нок, а потом при­ду­мы­вает, что изоб­ра­зил, на что это

может быть похоже. Позд­нее (к четы­рем годам) появ­ля­ется
замы­сел рисунка
.

С опре­де­лен­ного воз­раста (в 3,5 – 4 года) объ­ек­том при­сталь­ного вни­ма­ния и изу­че­ния ста­но­вится чело­век. С точки зре­ния пси­хо­ди­а­гно­стики рису­нок чело­века явля­ется одним из самых точ­ных и досто­вер­ных источ­ни­ков инфор­ма­ции.

Слож­ность заклю­ча­ется лишь в том, что инфор­ма­ция, содер­жа­ща­яся в таком посла­нии, образно говоря «зако­ди­ро­вана», и рису­нок нужно гра­мотно «читать».

Пси­хо­логи, кото­рые исполь­зуют в работе рису­ноч­ные мето­дики, должны обла­дать доста­точ­ной ква­ли­фи­ка­цией и опы­том работы с детьми. Однако вни­ма­тель­ные роди­тели все­гда могут заме­тить в твор­че­ских рабо­тах ребенка что-то необыч­ное, почув­ство­вать его настро­е­ние, уло­вить скры­тое напря­же­ние. Поэтому в каче­стве «довра­чеб­ной помощи» пред­ла­гаем несколько уро­ков ана­лиза дет­ского рисунка.

Детали детского рисунка зависят от возраста

Ребенку нужно пред­ло­жить нари­со­вать его семью. При­чем, так, чтобы все были заняты каким-нибудь делом. Пусть у него будет выбор цвет­ных каран­да­шей и доста­точно бумаги — обыч­ный аль­бом­ный лист (фор­мат А4) вполне подой­дет. Не стоит торо­пить малыша или ком­мен­ти­ро­вать его рису­нок в про­цессе рисо­ва­ния. А когда он закон­чит семей­ный порт­рет, самое время обра­титься с вопро­сами: кого именно он нари­со­вал и чем заняты все эти персонажи.

При­сту­пая к ана­лизу рисунка, взрос­лые должны учи­ты­вать, что его содер­жа­ние и, условно говоря, каче­ство зави­сят от воз­раста юного художника.

У трех­лет­них детей люди чаще всего выгля­дят как «голо­во­ноги»: некие суще­ства, тело и голова кото­рых пред­став­ляют собой еди­ный «пузырь» с нож­ками. Может появиться и рожица. Но, строго говоря, ана­ли­зи­ро­вать рису­нок с точки зре­ния лич­ност­ного раз­ви­тия и пси­хо­эмо­ци­о­наль­ного состо­я­ния будет вер­нее с 4–5 лет

.

К четы­рем годам ребе­нок обычно уже изоб­ра­жает чело­века в виде двух ова­лов с руч­ками и нож­ками – палочками.

На рисун­ках пяти­лет­них детей появ­ля­ются голова, глаза, туло­вище, руки, ноги.

В шесть лет к выше пере­чис­лен­ному добав­ля­ются нос, рот, пальцы (их коли­че­ство несущественно).

К семи годам «живо­писцы» уже не упус­кают из виду такие детали чело­ве­че­ского образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в схе­ма­ти­че­ском виде), а руки и ноги изоб­ра­жают двой­ными лини­ями. Обычно на эти кри­те­рии ори­ен­ти­ру­ются при оценке умствен­ного раз­ви­тия ребенка.

Анализ детского рисунка по… собственным ощущениям

Для вер­ного про­чте­ния дет­ского рисунка необ­хо­димо дове­риться своим впе­чат­ле­ниям

. Какие эмо­ции он вызы­вает? Покой и уми­ро­тво­ре­ние или бес­по­кой­ство и тревогу?

Чтобы точ­нее опре­де­лить это, можно попро­бо­вать опи­сать рису­нок, исполь­зуя поня­тия: «свет­лый» – «тем­ный», «яркий» – «туск­лый», «гар­мо­нич­ный» – «негар­мо­нич­ный», «спо­кой­ный» – «неспо­кой­ный», «упо­ря­до­чен­ный» – «бес­по­ря­доч­ный», «весе­лый» – «груст­ный», «агрес­сив­ный» – «доб­ро­же­ла­тель­ный», «бога­тый» – «бед­ный», «тяже­лый» – «лег­кий». Это помо­жет более точно вос­при­нять состо­я­ние ребенка.

Воз­можно, подоб­ный спо­соб оценки пока­жется труд­ным. В этом слу­чае можно найти таких же заин­те­ре­со­ван­ных роди­те­лей и обме­няться с ними тво­ре­ни­ями малы­шей. А затем поде­литься друг с дру­гом сво­ими ощу­ще­ни­ями от рисун­ков в каче­стве «неза­ви­си­мых экспертов».

Все слова, кото­рыми можно опи­сать рису­нок, имеют отно­ше­ние к акту­аль­ному состо­я­нию ребенка. Напри­мер, неко­то­рые нега­тив­ные определения.

  • Негар­мо­нич­ный, – — неспо­кой­ный по цвету, нагру­жен­но­сти частей рисунка, дина­мике персонажей.
  • Бес­по­ря­доч­ный – хао­тич­ный по рас­по­ло­же­нию на листе.
  • Груст­ный – на кото­ром члены семьи раз­об­щены, нахо­дятся в раз­ных частях листа, лица у них без­ра­достны или вовсе отсутствуют.
  • Агрес­сив­ный – с угро­жа­ю­щей мими­кой, позами, воз­можно, с оружием.

При боль­шом коли­че­стве нега­тив­ных оце­нок можно гово­рить о внут­рен­нем пси­хо­ло­ги­че­ском небла­го­по­лу­чии ребенка.

Однако не стоит делать поспеш­ных выво­дов по одному-един­ствен­ному рисунку. Воз­можно, ребе­нок кем-то оби­жен или недо­ста­точно хорошо себя чув­ствует. Эмо­ци­о­наль­ные пере­жи­ва­ния малыша обычно ярки и крат­ко­вре­менны, но они ока­зы­вают зна­чи­тель­ное вли­я­ние на всю его бли­жай­шую дея­тель­ность, в том числе и на творческую.

Домашняя иерархия

Осо­бое вни­ма­ние уде­ля­ется ана­лизу струк­туры рисунка семьи. Необ­хо­димо срав­нить ее реаль­ный состав с тем, кото­рый изоб­ра­жен ребен­ком на бумаге. Сле­дует также оце­нить поря­док рисо­ва­ния, раз­мер фигур и их рас­по­ло­же­ние на листе.

  1. Пер­вым и самым круп­ным, как пра­вило, изоб­ра­жа­ется наи­бо­лее зна­чи­мый в пони­ма­нии юного худож­ника член семьи.
  2. Себя же дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испы­ты­вают наи­боль­шую привязанность.
  3. А дальше всех на рисунке рас­по­ла­га­ется самый несим­па­тич­ный малышу родственник.
  4. Изоб­ра­же­ние в про­филь или спи­ной также сви­де­тель­ствует о напря­жен­ных отно­ше­ниях между этим чле­ном семьи и авто­ром рисунка.

Дети живут сию­ми­нут­ными пере­жи­ва­ни­ями. И часто эмо­ци­о­наль­ные отно­ше­ния с кем-то из близ­ких (недав­няя ссора, обида) могут вне­сти свои кор­рек­тивы в рису­нок. В этом слу­чае малыш может даже «забыть» кого-то .

К при­меру, 6‑летний Алеша не рисует отца, кото­рый уде­ляет ему мало вни­ма­ния и бывает груб. А его отсут­ствие на рисунке объ­яс­няет тем, что «папа уехал в командировку».

Алиса (4 года) не нари­со­вала свою млад­шую сест­ренку Ксюшу, объ­яс­нив ее отсут­ствие тем, что малышка «спит в дру­гой ком­нате». Девочка не может при­ми­риться с тем, что мама из-за сестры не уде­ляет ей столько же вни­ма­ния, как прежде.

Имеют место и обрат­ные ситу­а­ции, когда ребе­нок изоб­ра­жает на рисунке реально не суще­ству­ю­щих чле­нов семьи. Саша (5 лет) немало уди­вил свою маму, когда нари­со­вал рядом с собой игра­ю­щего малыша и сооб­щил, что у него нако­нец-то появился братик!

Подоб­ные «кор­рек­тивы» в состав семьи вно­сят дети, неудо­вле­тво­рен­ные своим эмо­ци­о­наль­ным поло­же­нием. Им тре­бу­ется больше доб­ро­же­ла­тель­ного вни­ма­ния от взрос­лых и игр «на рав­ных», а лучше – раз­вле­че­ний в ком­па­нии дру­гих таких же малышей.

Важ­ную роль при ана­лизе дет­ского рисунка играет и то, чем заняты члены семьи.

Если они объ­еди­нены каким-то общим делом, чаще всего это сви­де­тель­ствует о бла­го­при­ят­ном семей­ном кли­мате.
Весьма зна­чи­мымпока­за­те­лем пси­хо­ло­ги­че­ской бли­зо­сти явля­ется реаль­ное рас­сто­я­ние между изоб­ра­жен­ными фигу­рами
.

Рисуя себя отдельно от осталь­ных, ребе­нок может «сиг­на­ли­зи­ро­вать» о своей изо­ли­ро­ван­но­сти в семье. Если он отде­ляет своих род­ных друг от друга пере­го­род­ками или поме­щает их в раз­ные «ком­наты», это может сви­де­тель­ство­вать о про­бле­мах в общении.

Раз­мер изоб­ра­же­ния гово­рит о том, какое место зани­мает этот чело­век в эмо­ци­о­наль­ной жизни семьи. Напри­мер, если млад­шего по воз­расту брата или сестру ребе­нок рисует круп­нее себя, то можно пред­по­ло­жить исклю­чи­тель­ное вни­ма­ние к нему со сто­роны близ­ких. Он «зани­мает много места в их жизни».

Отсут­ствие на рисунке самого малень­кого худож­ника – частый при­знак того, что ребе­нок чув­ствует себя в семье оди­но­ким, и ему «нет места» в отно­ше­ниях между близ­кими. Про­ве­рить это можно, задав малышу вопрос: «Может быть, ты забыл кого-то нари­со­вать?» Бывает, что даже пря­мое ука­за­ние: «ты забыл изоб­ра­зить себя» ребе­нок игно­ри­рует или объ­яс­няет: «не оста­лось места», «потом дори­сую». Такая ситу­а­ция явля­ется серьез­ным пово­дом заду­маться о семей­ных взаимоотношениях.

Очень плот­ное изоб­ра­же­ние фигур, как бы пере­кры­ва­ю­щих друг друга, гово­рит о столь же тес­ных вза­и­мо­от­но­ше­ниях близ­ких малышу людей или о его потреб­но­сти в таких связях.

Оценка «манеры письма»

Доста­точно рас­про­стра­нен­ным при­зна­ком повы­шен­ной тре­вож­но­сти ребенка явля­ются само­ис­прав­ле­ния.

Осо­бенно такие, кото­рые не ведут к улуч­ше­нию каче­ства изоб­ра­же­ния. Встре­ча­ются рисунки из отдель­ных мел­ких штри­хов — малыш как бы опа­са­ется про­ве­сти реши­тель­ную линию. Ино­гда весь рису­нок или какая-то из его частей штриху­ется. В таких слу­чаях можно также пред­по­ло­жить повы­шен­ную тре­вож­ность юного художника.

Стоит обра­тить вни­ма­ние на пре­уве­ли­ченно боль­шие глаза на порт­рете, особенно—если в них густо заштри­хо­ваны зрачки. Воз­можно, малыш испы­ты­вает чув­ство страха.

Мно­го­чис­лен­ные укра­ше­ния,

нали­чие допол­ни­тель­ных дета­лей и эле­мен­тов костюма у автора рисунка ука­зы­вают на демон­стра­тив­ность ребенка, его жела­ние быть заме­чен­ным, тягу к внеш­ним эффек­там. Чаще это встре­ча­ется у девочек.

Очень сла­бый нажим каран­даша, низ­кая (не по воз­расту) дета­ли­зи­ро­ван­ность

рисунка встре­ча­ется у детей асте­нич­ных, склон­ных к быст­рому утом­ле­нию, эмо­ци­о­нально чув­стви­тель­ных, пси­хо­ло­ги­че­ски неустойчивых.

А дети, у кото­рых легко, без види­мой при­чины меня­ется настро­е­ние, обычно в про­цессе рисо­ва­ния часто меняют нажим: одни линии едва заметны, дру­гие про­ве­дены с замет­ным усилием.

Импуль­сив­ные малыши часто не дово­дят линии до конца или, наобо­рот, рисуют раз­ма­ши­сто, поэтому их рисунки про­из­во­дят впе­чат­ле­ние небреж­ных, бес­кон­троль­ных. Здесь обра­щают на себя вни­ма­ние силь­ный нажим и гру­бые нару­ше­ния симметрии.

Ино­гда рису­нок «не поме­ща­ется» на листе. Встре­ча­ются рисунки, где все фигуры изоб­ра­жены очень мелко.

Обычно вся ком­по­зи­ция ори­ен­ти­ро­вана к какому-либо краю листа. Это зна­чит, что малыш ощу­щает себя сла­бым и не верит в свои силы. Воз­можно, кто-то из род­ных очень строг с ним или тре­бо­ва­ния, предъ­яв­ля­е­мые ребенку, не соот­вет­ствуют его реаль­ным возможностям.

Если малыш изоб­ра­жает себя в откры­той позе

(руки и ноги широко рас­став­лены, фигура круп­ная, чаще округ­лая), это гово­рит о его общи­тель­но­сти и жиз­не­ра­дост­но­сти. И напро­тив, «закры­тая» поза (руки при­жаты к телу или спря­таны за спину, фигура вытя­ну­тая, угло­ва­тая) ско­рее ука­зы­вает на чело­века замкну­того, склон­ного сдер­жи­вать свои чув­ства и мысли.

Как в рисун­ках маль­чи­ков, так и в рисун­ках дево­чек нередко можно заме­тить сим­волы агрес­сив­ных тен­ден­ций

пове­де­ния: боль­шие акцен­ти­ро­ван­ные кулаки, ору­жие, устра­ша­ю­щая поза, четко про­ри­со­ван­ные ногти и зубы.
Несмотря на кажу­щу­юся враж­деб­ность, они могут быть выра­же­нием защит­ной формы пове­де­ния
.

Взрос­лым сле­дует разо­браться, что явля­ется для их ребенка источ­ни­ком повы­шен­ной эмо­ци­о­наль­ной опас­но­сти, и зачем ему пона­до­би­лась такая демон­стра­ция своей силы. Осо­бое место зани­мают рисунки с нару­ше­нием при­ня­тых норм изоб­ра­же­ния

. В част­но­сти, изоб­ра­же­ние поло­вых орга­нов. Для малень­ких детей (до 4‑х лет) это, ско­рее, частое явле­ние. Здесь отра­жа­ется тен­ден­ция к есте­ствен­но­сти жизни во всех ее про­яв­ле­ниях. У стар­ших дошколь­ни­ков такой рису­нок гово­рит о демон­стра­тив­но­сти, жела­нии при­влечь вни­ма­ние про­во­ка­тив­ным спо­со­бом, слу­жит выра­же­нием агрессии.

Палитра – зеркало души?

Дети очень рано начи­нают «чув­ство­вать» цвет и под­би­рать его по сво­ему настро­е­нию и миро­ощу­ще­нию. Док­тор Макс Люшер, пси­хо­лог и иссле­до­ва­тель в обла­сти цвета, изу­чал выбор оттен­ков из цве­то­вой гаммы раз­лич­ными людьми. Он при­шел к заклю­че­нию, что выбор цвета отра­жает пси­хо­ло­ги­че­ские каче­ства чело­века и состо­я­ние его здоровья.

Коли­че­ство исполь­зу­е­мых ребен­ком цве­тов

можно рас­смат­ри­вать с несколь­ких пози­ций. В первую оче­редь, это харак­те­ри­стика уровня раз­ви­тия эмо­ци­о­наль­ной сферы в целом.

Обычно дети исполь­зуют 5–6 цве­тов. В этом слу­чае можно гово­рить о нор­маль­ном сред­нем уровне эмо­ци­о­наль­ного развития.

Более широ­кая палитра цвета пред­по­ла­гает натуру чув­стви­тель­ную, бога­тую эмоциями.

Если ребе­нок старше 3–4 лет рисует 1–2 цвет­ными каран­да­шами, это, ско­рее всего, ука­зы­вает на его нега­тив­ное состо­я­ние в дан­ный момент: тре­вога (синий), агрес­сия (крас­ный), депрес­сия (чер­ный).

Исполь­зо­ва­ние только про­стого каран­даша (при нали­чии выбора) ино­гда трак­туют как «отсут­ствие» цвета, таким обра­зом ребе­нок «сооб­щает» о том, что в его жизни не хва­тает ярких кра­сок, поло­жи­тель­ных эмоций.

Наи­бо­лее эмо­ци­о­нально зна­чи­мые фигуры выде­ляют боль­шим коли­че­ством цветов.

А открыто не при­ни­ма­е­мых пер­со­на­жей обычно рисуют чер­ным или темно-корич­не­вым цветом.

Цвета могут пере­да­вать также опре­де­лен­ные свой­ства харак­тера и состо­я­ние. Каж­дый из цве­тов имеет соб­ствен­ное сим­во­ли­че­ское зна­че­ние

:

  • темно-синий
    – кон­цен­тра­ция, сосре­до­то­чен­ность на внут­рен­них про­бле­мах, потреб­ность в покое и удо­вле­тво­ре­нии, самоанализ;
  • зеле­ный
    – урав­но­ве­шен­ность, неза­ви­си­мость, настой­чи­вость, упрям­ство, стрем­ле­ние к безопасности;
  • крас­ный
    – сила воли, экс­цен­трич­ность, направ­лен­ность вовне, агрес­сия, повы­шен­ная актив­ность, возбудимость;
  • жел­тый
    – поло­жи­тель­ные эмо­ции, непо­сред­ствен­ность, любо­зна­тель­ность, оптимизм;
  • фио­ле­то­вый
    – фан­та­зия, инту­и­ция, эмо­ци­о­наль­ная и интел­лек­ту­аль­ная незре­лость (дети часто отдают пред­по­чте­ние этому цвету);
  • корич­не­вый
    – чув­ствен­ная опора ощу­ще­ний, мед­ли­тель­ность, физи­че­ский дис­ком­форт, часто — отри­ца­тель­ные эмоции;
  • чер­ный
    – подав­лен­ность, про­тест, раз­ру­ше­ние, насто­я­тель­ная потреб­ность в изменениях;
  • серый
    – «отсут­ствие» цвета, без­раз­ли­чие, отстра­нен­ность, жела­ние уйти, не заме­чать того, что тревожит.

От теории к практике

Итак, малыш про­вел над листом бумаги с каран­да­шами в руках несколько минут, и кар­тинка готова. Как много важ­ного для него самого и для роди­те­лей скрыто в этом рисунке! Попро­буем про­чи­тать его?

Вот ребе­нок изоб­ра­зил себя, но поза неустой­чива, и нет лица. А как общаться без лица? – Сложно! Вот малыш в кро­ватке – при­лег отдох­нуть. Воз­можно, он устал. А может быть, болен? И цвет выбрал корич­не­вый. Да, так и есть – температура!

Почему все дев­чонки рисуют прин­цесс? Именно так они себя ощу­щают или …очень хотят этого. Всего лишь ока­заться в цен­тре вни­ма­ния, быть самой-самой… Да и какой с прин­цессы спрос?

А вот маль­чик, воору­жен­ный до зубов. Ему тре­бу­ется защита. Может быть, кто-то оби­дел его.

Психология творчества: о чем говорят детские рисунки

Интерпретация рисунка по цвету

Взгляните на творение малыша и попробуйте догадаться, о чем говорит детский рисунок по основному цвету. Психология трактует цвета следующим образом.

  • Преобладание в рисунке пастельных оттенков (голубой, розовый, лиловый) говорит о гармонии и свободе личности. «Розовым» малышам важны тактильные ощущения, обнимайте их почаще, целуйте.
  • Преобладание красного свидетельствует об открытости и активности ребенка. Как правило, такой малыш возбудим, непоседлив и часто непослушен. Однако беспокоиться не о чем, ведь это лишь его индивидуальная особенность. Такие дети полны энергии. Повзрослев, они смогут добиться успеха в жизни.
  • Если детский рисунок выполнен в синем цвете, в психологии это признак уравновешенности. Такие дети более спокойны и неторопливы.
  • Зеленый – цвет упрямства и настойчивости. Светло-зеленый говорит о необходимости защиты. Темно-зеленый должен насторожить родителей – ребенку не хватает внимания и любви. Такие дети вырастают замкнутыми, поэтому с самых малых лет в них нужно воспитывать открытость и вселять уверенность в защищенности.
  • Согласно психологии детского рисунка, желтый – цвет мечтательного малыша с живой фантазией и хорошо развитым воображением. Такие малыши любят играть в одиночестве, используя при этом абстрактные игрушки (различные веточки, камешки и пр.).
  • Если дитя нарисовало оранжевое небо, оранжевую маму – это признак возбуждения, которое не имеет выхода. Таких малышей сложно успокоить, поэтому их энергию лучше направлять в помощь родителям по дому. Совсем хорошо, если среди этих дел найдется такое, которое вызовет у ребенка интерес.
  • Превалирование фиолетового – показатель высокой чувствительности. Это творческая натура с богатым внутренним миром. Это ранимые дети, нуждающиеся в ласке и поощрении больше других.

Однозначно вызвать беспокойство должно преобладание темных оттенков на детском рисунке. По этому поводу психология говорит следующее.

  • Коричневый: отрицательные эмоции, проблемы со здоровьем, переживание семейных неурядиц.
  • Серый: бедность, отторжение, замкнутость.
  • Черный: стресс, угроза и даже психологическая травма.
  • Темно-красный (бардовый с оттенками черного): депрессия, тревожное состояние.

Преобладание этих цветов говорит о проблемах, с которыми лучше сразу обратиться к психологу.

Нажим на карандаш

Слабый нажим говорит о робости и пассивности. Если малыш постоянно стирает линии резинкой, это признак неуверенности и тревожности. Сильный нажим – свидетельство эмоциональной напряженности. А если нажим такой силы, что бумага рвется, это говорит о конфликтности и гиперактивности.

Положение и размер рисунка

Изображение в верхней части листа – признак высокой самооценки или мечтательности. Расположение мелкого рисунка в нижней части страницы – эмоциональное неблагополучие, низкая самооценка, депрессия.

Если рисунок получился настолько крупным, что малыш приклеил к нему другой листок, чтобы дорисовать недостающее, это показатель тревожного состояния. Также такие рисунки часто рисуют гиперактивные дети.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист ««Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!» Скачайте его и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

Примеры анализа конкретных рисунков

Детский рисунок 1, автор этого «семейного портрета» — Алеша (6 лет)

Воз­раст­ной критерий

В пове­де­нии ребенка при­сут­ствуют черты, при­су­щие более ран­нему воз­расту, эмо­ци­о­нально-воле­вая сфера отли­ча­ется незре­ло­стью. Все пер­со­нажи рисунка изоб­ра­жены одним спо­со­бом. Одежда, с при­су­щими ей дета­лями, отсут­ствует. В каче­стве сим­во­ли­че­ского при­знака пола высту­пает при­ческа. Харак­тер­ное отсут­ствие шеи у изоб­ра­жен­ных людей в дан­ном слу­чае сви­де­тель­ствует о труд­но­сти кон­троля разума над телес­ными побуж­де­ни­ями, то есть в пове­де­нии Алеши наблю­да­ется высо­кая подвиж­ность, вре­ме­нами — рас­тор­мо­жен­ность, импульсивность.

Эмо­ци­о­наль­ная характеристика

Рису­нок яркий, лег­кий, жиз­не­ра­дост­ный, упо­ря­до­чен­ный, ско­рее доброжелательный.

Осо­бен­но­сти изоб­ра­же­ния семьи

Семья на рисунке отра­жена в пол­ном составе. В цен­тре ком­по­зи­ции – папа как важ­ный субъ­ект в домаш­ней иерар­хии. Можно с доста­точ­ной уве­рен­но­стью пред­по­ла­гать, что мама физи­че­ски и эмо­ци­о­нально ближе к Алеше. Обра­щают на себя вни­ма­ние обра­зо­вав­ши­еся пары: мама – сын (млад­ший в семье), папа – дочь. Сестра Лена нахо­дится дальше всех от автора рисунка. Веро­ятно, не все ладится в их отно­ше­ниях. Пока­за­тельно, что из всех чле­нов семьи только папа «крепко стоит на земле». Осталь­ные – парят, немножко «витают в обла­ках». В целом можно гово­рить о доста­точно теп­лых и близ­ких отно­ше­ниях между чле­нами семьи. Об этом сви­де­тель­ствует незна­чи­тель­ное рас­сто­я­ние между ними, выбор общего цвета и изоб­ра­же­ние в той же гамме дома с дым­ком из трубы, сим­во­ли­зи­ру­ю­щим «тепло семей­ного очага».

«Манера письма»

Все линии рисунка сде­ланы уве­рен­ными, реши­тель­ными дви­же­ни­ями. Веро­ятно, именно такой стиль пове­де­ния явля­ется наи­бо­лее харак­тер­ным для Алеши. Но силь­ный нажим и акцен­ти­ро­ван­ная штри­ховка тела маль­чика гово­рят о внут­рен­нем бес­по­кой­стве, тре­вож­но­сти, может быть, физи­че­ском (бук­вально телес­ном

) недо­мо­га­нии. При­ческа выдает натуру актив­ную, вре­ме­нами, воз­можно, агрес­сив­ную. Инте­рес­ная деталь — свое­об­раз­ные антенны (со слов Алеши), кото­рые на рисунке «вырас­тают» из ушей маль­чика. Они сим­во­ли­зи­руют потреб­ность в полу­че­нии инфор­ма­ции, чтобы ком­пен­си­ро­вать труд­но­сти в обще­нии (у ребенка на изоб­ра­же­нии нет лица). Позы всех пер­со­на­жей откры­тые, фигуры округ­лые, что пред­по­ла­гает людей жиз­не­ра­дост­ных, общи­тель­ных. В слу­чае с Але­шей это кажу­ще­еся про­ти­во­ре­чие может озна­чать: «Хочу общаться, играть, но меня не все­гда понимают».

Палитра

Цве­то­вое реше­ние рисунка весьма сим­во­лично. Малень­кий худож­ник оста­но­вил свой выбор на сиг­наль­ном крас­ном цвете для всех чле­нов семьи, осо­бенно под­черк­нуто — для самого себя. Это ука­зы­вает на направ­лен­ность вовне, общи­тель­ность, повы­шен­ную актив­ность автора рисунка. Допол­ни­тель­ный зеле­ный под­чер­ки­вает стрем­ле­ние к неза­ви­си­мо­сти и жела­ние насто­ять на своем как при­выч­ный спо­соб пове­де­ния. Важ­ной дета­лью рисунка явля­ется четко про­ри­со­ван­ная поверх­ность земли. Если Алеша потра­тил немало вре­мени на ее изоб­ра­же­ние, наверно это явля­ется чем-то важ­ным для него. В дан­ном слу­чае можно рас­смат­ри­вать землю как потреб­ность в опоре, боль­шей устой­чи­во­сти и ста­биль­но­сти. Целью ана­лиза рисунка все­гда явля­ется более глу­бо­кое пони­ма­ние ребенка, взгляд на семью его гла­зами и опре­де­ле­ние путей к пози­тив­ным изме­не­ниям. В дан­ном слу­чае хоте­лось бы поре­ко­мен­до­вать роди­те­лям Алеши, чтобы они уде­ляли больше вни­ма­ния глу­бо­кому, дове­ри­тель­ному обще­нию с сыном, чаще раз­го­ва­ри­вали с ним про­сто так, инте­ре­со­ва­лись его мне­нием по раз­ным вопро­сам. Им также сле­дует поду­мать, в чем состоит труд­ность кон­такта между сыном и доче­рью. А актив­ный отдых, игры на воз­духе могут суще­ственно сни­зить эмо­ци­о­наль­ное и физи­че­ское напряжение.

Детский рисунок 2. Его автор – Максим (4 года 10 месяцев)

Такой рису­нок ско­рее харак­те­рен для шести­лет­них детей. Можно ска­зать, что маль­чик интел­лек­ту­ально раз­ви­ва­ется с опе­ре­же­нием сво­его возраста.

Эмо­ци­о­наль­ная характеристика

Рису­нок яркий, дина­мич­ный, однако неспокойный.

Осо­бен­но­сти изоб­ра­же­ния семьи

Семья изоб­ра­жена в пол­ном составе. Обра­щает на себя вни­ма­ние поло­вая иден­ти­фи­ка­ция юного автора с папой (см. одежду). Однако эмо­ци­о­нально ребе­нок все еще ближе к маме, что харак­терно для дошколь­ника. Инте­ресно, что маль­чику будто не хва­тает места на рисунке, он нетвердо стоит на ногах. Его поло­же­ние неустой­чиво и изменчиво.

Палитра

Ребе­нок выбрал для себя фио­ле­то­вый цвет, что в соче­та­нии с его неуве­рен­ным поло­же­нием в семье (об этом было ска­зано выше) ука­зы­вает на воз­мож­ную пси­хо­эмо­ци­о­наль­ную неста­биль­ность, частые пере­пады настро­е­ния. Для мамы малень­кий худож­ник выбрал энер­гич­ный несколько хао­тич­ный, жел­тый цвет. Папа – корич­не­вый. В его образе вни­ма­ние кон­цен­три­ру­ется на физи­че­ском теле. Такими ребе­нок видит своих родителей.

«Манера письма»

Фигуры круп­ные, угло­ва­тые – ско­рее всего, в обще­нии ребенка при­сут­ствует неко­то­рая пря­мо­ли­ней­ность и склон­ность к кон­флик­там (ост­рые углы). Замет­ная штри­ховка и четко про­ри­со­ван­ные зрачки дают осно­ва­ние пред­по­ла­гать нали­чие скры­той тревоги.

Детский рисунок 3, Петя, 6 лет

Рису­нок яркий, насы­щен­ный, энер­гич­ный, хорошо орга­ни­зо­ван­ный. Вполне соот­вет­ствует воз­расту художника.

В струк­туре семьи выде­ля­ются «взрос­лая» и «дет­ская» группы. Млад­ший брат и сестра стре­мятся эмо­ци­о­нально и физи­че­ски быть ближе к Пете. Веро­ятно в семье пси­хо­ло­ги­че­ски близ­кие, рав­ные отношения.

Мама – самый яркий, эмо­ци­о­наль­ный образ. Ребе­нок выде­ляет образ мамы с помо­щью цвета и рисует его в первую очередь.

Петя изоб­ра­жает себя взрос­лым. Руки несколько уко­ро­чены по срав­не­нию с дру­гими изоб­ра­же­ни­ями. Обычно это встре­ча­ется в рисун­ках детей, кото­рые счи­тают себя недо­ста­точно уме­лыми, кри­тично отно­сятся к своим прак­ти­че­ским навы­кам, возможностям.

Солнце и цветы очень часто встре­ча­ются в рисун­ках детей. Стоит обра­тить вни­ма­ние, если их появ­ле­ние неоправ­данно ситу­а­цией. Напри­мер, солнце появ­ля­ется в рисунке ком­наты. Тогда мы гово­рим о потреб­но­сти более теп­лых отно­ше­ний в семье. В рисунке Пети эти сим­волы веро­ят­нее всего гово­рят о пози­тив­ном отно­ше­нии к своей семье.

Детский рисунок 4, Полина, 7 лет

Обра­тим вни­ма­ние на рису­нок Полины. Он рас­по­ло­жен в верх­ней части листа, доста­точно круп­ный и яркий. Можно гово­рить о пози­тив­ной само­оценке ребенка, актив­но­сти, эмоциональности.

Веро­ятно, девочка отли­ча­ется высо­ким само­кон­тро­лем, раз­ви­тым интел­лек­том, общи­тель­но­стью. Но ей не хва­тает устой­чи­во­сти (обра­тите вни­ма­ние на акцен­ти­ро­вано про­ри­со­ван­ную линию земли и малень­кие ножки ребенка). С пси­хо­ло­ги­че­ской точки зре­ния речь идет о неуве­рен­но­сти в себе. Обычно так бывает в семье, где вос­пи­ты­ва­ется один ребе­нок: ему уде­ляют, как это не пара­док­сально зву­чит, слиш­ком много вни­ма­ния, кон­тро­ли­руют и направ­ляют каж­дый шаг. Таким обра­зом, ребе­нок лишен воз­мож­но­сти как-то про­явить самостоятельность.

Посте­пенно при­вы­кая к этой ситу­а­ции, ребе­нок боится сде­лать невер­ный шаг и ждет «цен­ных ука­за­ний». Может быть, Полине ино­гда стоит сде­лать свои соб­ствен­ные ошибки и учиться на них?

Детский рисунок 5, Александра, 4 года

Обра­тите вни­ма­ние, что себя Саша рисует как рав­ную со взрос­лыми и только ножки до земли не дотя­ги­ва­ются. Харак­тер у девочки, веро­ятно, бое­вой, импуль­сив­ный, мальчишеский.

Линии рисунка раз­ма­ши­стые, с силь­ным нажи­мом пред­по­ла­гают невы­со­кий уро­вень само­кон­троля. Для таких детей полезны игры с неслож­ными пра­ви­лами, пред­по­ла­га­ю­щие нали­чие несколь­ких игро­ков. Актив­ные заня­тия спор­том также научат лучше пони­мать себя и соот­но­сить свои жела­ния с инте­ре­сами команды.

Туловище

Символ представления ребенка о физическом облике человека, средоточие его жизненных сил.

  • угловатое или квадратное – мужественность, энергичность, экспрессивность;
  • округлая форма – уравновешенность, спокойный характер, некоторая женственность;
  • слишком крупное – наличие неудовлетворенных, остро осознаваемых человеком потребностей; если оно нарисовано ребенком нормального телосложения, то это является выражением внутренней силы;
  • слишком маленькое, слабое, хрупкое – чувство унижения, собственной слабости; нарисованное сильным ребенком может быть знаком переживаний из прошлого опыта.
  • сильное, мускулистое тело, нарисованное хрупким, слабым ребенком — это признак компенсации недостающего, идеального для него физического облика.

Плечи – признак физической силы или потребности во власти.

  • слишком крупные, широкие – сила и превосходство или чрезмерная озабоченность силой и властью; у подростков это может быть знаком сексуальной неадекватности;
  • узкие, маленькие – ощущение малоценности, ничтожности;
  • слишком угловатые – признак осторожности, потребности в защите;
  • покатые – уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненной силы.

Пупок

  • на рисунке маленького ребенка – признак эгоцентризма;
  • на рисунке ребенка старшего возраста – выражение инфантильности или стремления уйти в себя.

Внутренности

Крайне негативный признак, свидетельствующий о серьезных психических нарушениях.

Гениталии

Их изображение очень необычно для ребенка, поэтому если они присутствуют, этому следует придать особое значение.

  • на рисунках малышей это свидетельствует о ранней осведомленности, высокой эмоциональной ценности, вложенной в половые органы;
  • на рисунках более старших детей это говорит о раннем сексуальном развитии;
  • на рисунках подростков это является знаком возможных проблем в сексуальной сфере, переживаниями, связанными с вопросом пола.

Палитра красок

В два года ребенок с удовольствием берет в руки карандаш. Пускай он рисует пока только бессмысленные палочки и закорючки, этот хаос свидетельствует о невозможности разделить мир на две части: внутренний и внешний. Малыш пока не понимает форму, но чувствует цвет.

Желтый и фиолетовый – самые любимые цвета у детей. И если ребенок предпочитает их, мама может быть спокойна – в душе у ребенка здоровый оптимизм и веселая фантазия. Красный говорит о быстрой возбудимости.

Синий – о том, что, возможно, ребенок скучает по кому-то или чему-то, что он сосредоточен на внутренних проблемах.

Зеленый – показывает, что он ищет покой.

Коричневый означает, что он ощущает физический дискомфорт.

Особое беспокойство должно внушать предпочтение черного цвета – цвета подавленности, протеста против отрицательных эмоций.

Серый цвет не свойственен детским рисункам, ведь это цвет безразличия. Обратите внимание, если ребенок рисует только простым карандашом, ему не хватает положительных эмоций.

Обычно дошколята рисуют 5–6-ю цветами, что показывает их нормальное эмоциональное состояние. Если в палитре ребенка больше цветов, это указывает на его чувствительность и эмоциональность, а выбор 1–2 цветов в рисунке сигнализирует: ребенок подавлен, его что-то тревожит.

Анализируем элементы образа

Голова

Значение имеет положение головы и лица.

  • Если голова повернута вправо – ребенок нацелен на осуществление своих замыслов и планов. Если он что-то задумал – он это пробует реализовать, даже несмотря на то, что некоторые затеи он бросает на полпути.
  • Если голова повернута влево – планы и задумки в основном остаются в голове, ребенок не предпринимает попыток осуществить свои идеи из-за нерешительности.
  • Если голова расположена прямо – ребенок сосредоточен на себе, эгоистичен, имеет высокую самооценку.

Уши

Если к голове пририсованы уши – это означает, что ребенок готов слушать. Это может проявляться как познавательный интерес (слушает информацию), а может – как интерес к мнению других людей (во всем слушает других).

Глаза

В рисунке глаза – символ страха, особенно если они большого размера, четко прорисованы, много раз обведены. Заметные и большие глаза – символ сильного страха. Прорисованные ресницы говорят о некотором кокетстве, внимании к собственной внешности, желании понравиться.

Рот

Рот может быть нарисован по-разному: открытым, закрытым, просто линией или настоящими губами.

  • Четко нарисованные губы говорят о чувственности ребенка.
  • Если акцент сделан на язык – ребенок очень разговорчив.
  • Иногда нарисованы и губы, и язык. Это указывает на выраженность обоих качеств.
  • Если рот открыт, но ни языка, ни губ нет, особенно, если есть штриховка – ребенок очень боязливый, легко может испугаться, постоянно сомневается и не доверяет. Особенно это характерно подросткам.
  • Прорисованные зубы указывают на словесную агрессию. Эта агрессия обычно защитного характера, то есть ребенок может в случае чего ответить.

Лоб

Большой и высокий лоб – признак преобладания рационального начала, эрудированности.

Необычные детали на голове

Иногда дети рисуют на голове разные детали, которые тоже можно расшифровать.

  • Рога – агрессивность или желание защищаться, умение «пободаться» при надобности.
  • Перья – желание привлечь внимание, выделиться, стремление украсить себя.
  • Прическа, грива или шерсть – ребенок стремится обозначить, какого он пола, подчеркнуть это.

Конечности

Нарисованное существо может стоять на ногах или лапах. Их вид тоже говорит о внутреннем состоянии ребенка.

  • Массивные, крепкие конечности указывают на то, что ребенок по жизни крепко стоит на ногах. Ему есть на что опереться, он взвешенно принимает решения, обдумывает свои действия.
  • Слабые, тонкие ноги или их отсутствие, указывают на хлипкость внутренних позиций, убеждений. Решения ребенок принимает скорее импульсивно, его суждения не глубокие.

Отдельное внимание нужно обратить на то, как конечности соединяются с туловищем.

  • Если соединения прорисованы хорошо – ребенок тщательно контролирует свои рассуждения, мыслит логично и последовательно.
  • Если соединения прорисованы небрежно или вообще отсутствуют – ребенок слегка как бы оторван от реальности, его размышления хаотичны.

Кроме ног или лап ребенок может рисовать и другие конечности. Они могут служить украшением, а могут нести какую-то функцию.

  • Крылья, панцирь, дополнительные конечности указывают на то, что ребенка привлекают разнообразные сферы деятельности, он всесторонне развит, многим интересуется, легко заводит знакомства. Такие дети уверены в себе и легко занимают свое место в жизни.
  • Нарисованные щупальца указывают на то, что ребенок почти всегда действует смело.
  • Различные бантики, украшения на рисунке выявляют в ребенке желание привлечь к себе внимание, демонстративность и манерность.

Интересным элементом в образе является хвост:

  • Если хвост нарисован справа – у ребенка высокая самооценка, он положительно воспринимает себя и свои действия. Если слева – ребенок склонен к самокритике.
  • Если хвост смотрит вверх – ребенок активен и уверен в себе, если вниз – ребенок подавлен, недоволен собой.

Конечности

Руки. Их функция – цепляться, присоединяться, взаимодействовать с окружающими людьми, то есть способность действовать. Это символ активности, коммуникативности и контактности.

  • отсутствие рук – пассивность, бездеятельность, необщительность, робость, интеллектуальная незрелость; может обозначать чувство вины, испытываемое за свою агрессивность;
  • длинные – общительность, амбициозность, стремление собирать и накапливать;
  • короткие – внутренняя слабость, нерешительность, недостаток общения, замкнутость, стремление держать себя в рамках;
  • мускулистые, длинные – потребность в физической силе;
  • слабые, длинные – ощущение своего слабого физического состояния, зависимость, потребность в опеке;
  • слишком крупные –потребность в лучших отношениях с окружающими;
  • широкий размах рук, гибкие, подвижные руки – общительность, активное взаимодействие с внешним миром;
  • жесткие, негнущиеся, механически распростертые, согнутые под прямыми углами руки – поверхностные и не эмоциональные контакты с внешним миром;
  • прижатые к телу, в карманах, за спиной, вяло висят вдоль тела – чувство вины, неуверенность в себе, внутреннее напряжение, замкнутость;
  • поднятые вверх – враждебное отношение, агрессивность;
  • закрашенные – агрессия;
  • шире у ладони или у плеча – недостаточный самоконтроль, импульсивность;
  • скрещенные на груди – мнительность, скрытность.

Ладони

  • крупные, большие – признак деятельного, взрывного характера;
  • слабо прорисованные – недостаток общения;
  • заштрихованные – говорят о чувстве вины, которое испытывает ребенок в связи со своим агрессивным, враждебным поведением;
  • отсутствуют – свидетельство неприспособленности, отсутствия веры в свои силы, чувства непригодности.

Пальцы

  • больше пяти – ребенок чувствует себя сильным (если на левой руке – то в сфере семейных отношений, если на правой руке – то в мире за пределами семьи: школе, саду, дворе и др.);
  • меньше пяти – чувствует себя более слабым, чем окружающие;
  • тщательно прорисованные – способность контролировать ситуацию;
  • <�длинные пальцы, кулаки – признак агрессии, воинственности, бунтарства; если кулаки прижаты к телу – агрессия подавляется.

Ноги – символ крепкой опоры, устойчивости в жизни и свободы.

Правая нога символизирует опору во внесемейной реальности, левая – в семье.

  • непропорционально длинные – сильное стремление к независимости;
  • слишком короткие, тонкие, плохо прорисованные, заштрихованные – слабость и неуверенность, ощущение собственной никчемности, упадок духа;
  • отсутствуют – робость, замкнутость;
  • акцентированы – грубость.

Ступни

Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже и увереннее персонаж стоит на земле, тем сильнее его ощущение надежности.

  • слишком длинные – потребность в безопасности;
  • слишком маленькие, неустойчивые – скованность, зависимость, чувство незащищенности;
  • обращены пальцами к наблюдателю или отсутствуют – неуверенность;
  • нарисованы в профиль – признак устойчивости, уверенности в себе.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]