Высокая мода — «бизнес образа», или Всё, что мы знаем о Haute Couture

Сегодня, 5 июля, в Париже начинается самая старая и почитаемая Неделя моды, на которой кутюрье потрясают зрителей своей безграничной фантазией, — haute couture. Гости показов высокой моды совершали полеты на Луну (например, для шоу Chanel осень-зима 2021 Гран-Пале превратился в космическую станцию) и переносились на 3500 лет назад (во время презентации коллекции Джона Гальяно для Dior весна-лето 2004, вдохновленной Древним Египтом).

Что такое haute couture

Направление haute couture (дословно «высокое шитье») появилось в конце XX века в Париже, и это мода во всем своем изяществе. «Кутюру нет равных с точки зрения творчества, это просто фантастическая лаборатория мастерства и инноваций в дизайне, — заявил президент Французской федерации высокой моды, прет-а-порте и модных дизайнеров (Fédération de la Haute Couture et de la Mode) Ральф Толедано Vogue в прошлом году. — Это невероятная свобода самовыражения для дизайнеров и средство поддержания имиджа для брендов».

Что такое haute couture в быстро изменяющемся мире?

На прошлой неделе в Париже и Риме прошли кутюрные показы ключевых модных домов. Елена Стафьева размышляет о будущем haute couture и о том, что высокая мода уже давно перестала быть лабораторией для рождения новых идей

Каждый сезон haute couture проходит одним и тем же образом: показывают 10 коллекций (5 из которых стоят обсуждения), а потом все начинают говорить о судьбах кутюра. И в центре этого разговора всегда оказывается его определение — что такое haute couture в середине второй декады XXI века? Это искусство, лаборатория идей или просто маркетинговый инструмент для продвижения парфюмерии и аксессуаров? Судя по тому, что из года в год эти вопросы повторяются, на месте ответа — зияние. То есть его попросту нет.

Духи и сумки в разговорах о кутюре всплывают непременно: о них так или иначе вспоминают все и всегда. Действительно, не стоит вульгаризировать кутюр и сводить все к продаже духов, ровно как не стоит лицемерно говорить: «Вы не подумайте, мы тут занимаемся искусством, а не флакончики продаем». Например, Жан-Поль Готье, закрывая год назад линию prêt-à-porter, сформулировал свое будущее так: сосредоточиться на haute couture и развивать парфюмерную линию.

Высокая мода действительно в какой-то момент на рубеже прошлого и нынешнего веков стала выглядеть исключительно дорогим анахронизмом и в поисках ее практического оправдания возник вот такой вот концепт — да, дорого и затратно, но зато помогает продавать все остальное. Это на самом деле действенный маркетинговый механизм — и даже не самый затратный по нынешним временам. Но одно только это, очевидно, не выглядит достаточным оправданием haute couture.

Некоторое время назад о кутюре заговорили как о лаборатории идей в противовес prêt-à-porter, пребывающему в постоянном стрессе роста продаж и все более быстрого обновления в современном мире Instagram. Да, поддержание и развитие редких ремесленных техник декорирования, да, эксперименты с текстилем, но давайте вспомним, какие такие новые дизайнерские идеи, важные тренды и просто передовые формы и технологии появились в кутюре с начала этого века? Говоря же совсем честно, парижский кутюр последний раз был лабораторией идей в 60-е годы прошлого века. Ну хорошо, еще в 70-е. А потом он все больше клонился к закату и чуть было не умер в 90-е. Пространство идей сегодня где угодно, но только не в haute couture.

Отделять кутюр от мира, противопоставлять его всей остальной моде, подверженной влиянию социальных сетей и улиц больших городов, и всячески запихивать его в башню из слоновой кости — не самый продуктивный путь, как любое противопоставление современности. Думаю, Кристобаль Баленсиага был бы очень удивлен, если бы узнал, что его платья для Банни Меллон, Моны фон Бисмарк и Грэйс Келли — это лаборатория идей. Да, за полвека много всего изменилось самым радикальным образом, но сегодня самые успешные кутюрные линии — это традиционная, вполне конвенциальная красота с кружевом, вышивкой, аппликацией, кристаллами и шлейфами. Как показывает опыт новейшего Valentino, можно выстроить успешный кутюрный бизнес вокруг, собственно, одной-единственной, самой простой модели платья, с умом и фантазией варьируя ее на все лады.

Говоря же совсем честно, парижский кутюр последний раз был лабораторией идей в 60-е годы прошлого века. Ну хорошо, еще в 70-е. А потом он все больше клонился к закату и чуть было не умер в 90-е. Пространство идей сегодня где угодно, но только не в haute couture

Из всего показанного на только что закрывшейся неделе haute couture говорить о формах, пропорциях и вообще дизайнерских идеях можно было только применительно к Dior Рафа Симонса. Нельзя же всерьез в 2015 году считать свежими идеями платья из сетки, платья из одеяла и платья из мешковины, которые показал Джон Гальяно. Эксцентрикой — сколько угодно, но мы все это уже видели, в том числе и у самого Гальяно примерно 99 раз. Точно так же, как видели экстравагантные меховые фантазии Карла Лагерфельда еще в 1977 году в фильме Жака де Башера Histoire d’Eau, посвященном Fendi.

Убедительный ответ на вопрос о том, что такое кутюр сегодня, дает выставка The Fashion World of Jean Paul Gaultier, которая проходит в парижском Grand Palais. Очередь на нее заметно больше, чем на выставку Веласкеса, работающую буквально последние дни в соседнем крыле того же Grand Palais. Искусство или мода? Для людей, которые стояли в этой очереди, мода, очевидно, более важное искусство, чем Веласкес. Но искусство совершенно другого рода. Это современное искусство.

Как всякое современное искусство мода тесно связана с entertainment, то есть с развлечением. На любой выставке современного искусства должно непременно что-то светиться, двигаться и вступать в непосредственный контакт со зрителем: публику нужно завлекать и увлекать, без этого сейчас никак. Манекены на выставке Готье улыбались, закатывали глаза и все время обращались к зрителю (специальная проекция), и больше всех сам Готье в норковой матроске и красной косынке на шее. У публики это вызывало детский восторг — к говорящему Готье было не протиснуться, все снимали видео для Instagram и Facebook (благо, в Grand Palais, как и во всех продвинутых центрах современного искусства, сейчас есть бесплатный Wi-Fi). Кутюр — это развлечение для публики, желающей увидеть нечто диковинное, нечто несообразное, нечто экстравагантное, в чем на поверку нет ничего революционного, ничего оригинального, никакого вызова. Говорящие манекены Готье — это то самое развлечение, где у каждого кутюрного наряда (а haute couture там заметно больше, чем prêt-à-porter) стоит табличка с указанием даже рабочих часов, на него потраченных. Так же хорошо это понимает Карл Лагерфельд — каждый следующий его кутюрный показ имеет все более сложный сценарий: от супермаркета к казино и далее везде.

Выставка The Fashion World of Jean Paul Gaultier также отлично комментирует тему шока, трепета, безумных идей и вообще haute couture как лаборатории идей. Все уже было: платья из мусорных мешков, мужчины в корсетах из атласа и перьев, всевозможная эстетика БДСМ и борделя, и уж тем более сетка всех сортов и видов. Все это уже было даже в пространстве одной карьеры — Жан-Поля Готье. Какая угодно экстравагантность уже была использована и отработана — как это еще может кого-то шокировать и рождать новые идеи?

Вещи Готье при этом смотрятся исторически. Видишь черную кожу, мешки из-под мусора, металл и думаешь: Sex Pistols, панк-рок, 70-е (действительно, 1977 год). Видишь корсеты и латекс и понимаешь: Мадонна, конусообразные бюстгальтеры, агрессивная сексуальность второй половины 90-х (впрочем, с нижним бельем Готье до сих пор не расстался). И все эти наряды выглядят куда менее футуристично, чем платья главного гения и футуриста всех времен и народов Кристобаля Баленсиаги.

И если мода — искусство, то именно такое — современное и массовое. Можно, конечно, поместить платья среди скульптур и картин, и это может быть завораживающе красиво, но будущее кутюра скорее в говорящих манекенах Готье, чем рядом со скульптурами Бернини. Ну и в новых клиентах с Дальнего Востока, которых все ждут с надеждой и упованием. А пока жены и дочери китайских миллиардеров занимают свои места в первых рядах показов haute couture, Рианна заказывает платье в стиле дикой азиатской роскоши у китайской кутюрье Гуо Пей. Так что будущее, как всегда, имеет разные сценарии.

Мода

Haute Couture

Искусство

дизайнеры

Палата Chambre Syndicale de la Haute Couture

За кулисами показа Christian Dior Haute Couture Она является регулирующей организацией, которая определяет, какие Дома моды имеют право выпускать коллекции Haute Couture. Палата также призвана следить за соблюдением авторских прав на коллекции высокой моды, отслеживать пиратство, координировать показы высокой моды. Под эгидой палаты работает Школа дизайнеров, готовящая мастеров и модельеров для высокой моды.
Начиная с 1980-х годов

за некоторыми брендами ошибочно закрепилась репутация Домов высокой моды. Это отчасти связано с тем, что в то время многие Дома имели и коллекции готового платья (прет-а-порте), и коллекции Haute Couture. Падение доходов и экономические проблемы заставили многие дома отказаться от создания коллекций высокой моды, переключившись исключительно на «готовое платье». Эти Дома уже не считаются Haute Couture, хотя в широких массах их могут так называть.

В 2012 году

официальными членами Chambre Syndicale de la Haute Couture были: Adeline André—Atelier Gustavolins—Chanel—Christian Dior—Christophe Josse—Franck Sorbier—Givenchy—Jean Paul Gaultier—Maurizio Galante—Stéphane Rolland.

Членами-корреспондентами (или иностранными членами) были: Elie Saab, Giorgio Armani-Giambattista Valli, Valentino, Versace.

Гостевые члены палаты: Alexandre Vauthier—Bouchra Jarrar—Iris Van Herpen—Julien Fournié—Maxime Simoens—Yiqing Yin.

Ювелирные Дома высокой моды: Boucheron—Chanel Joaillerie—Chaumet—Dior Joaillerie—Van Cleef & Arpels.

Аксессуары высокой моды: Loulou de la Falaise—Massaro—On Aura Tout Vu.

Haute couture: тайны и мифы высокой моды

Модельер первым стал устраивать показы, на которых демонстрировал созданную им одежду. Они проводились 4 раза в год, в соответствии с сезонами. На этих показах клиентки выбирали понравившиеся модели, затем в доме моды их отшивали с учетом конкретных размеров клиентки, из тканей, которые она хотела.

Благодаря Чарльзу Уорту портные приобрели ранг кутюрье, а портновское мастерство стало искусством.

Требования к изделиям высокой моды

Сейчас Синдикат высокой моды – это объединение модных домов, обшивающих светскую и финансовую элиту общества. Он включает ведущие парижские дома моды. Их цель – разработка коллекций уникальных эксклюзивных моделей, изготовленных в одном экземпляре для людей, стремящихся подчеркнуть свое богатство, индивидуальность и высокое общественное положение.

Количество домов высокой моды может меняться, но, как правило, их не более 20 (плюс-минус). Звание «кутюрье» вправе носить исключительно член Синдиката. Организация строго следит за соблюдением авторских прав в области моды и запрещает копировать авторские модели.

Чтобы вступить в Синдикат, необходимо соответствовать строгим требованиям. Прежде всего, пошив одежды должен осуществляться во многом вручную. Чарльз Уорт не признавал фабричных вещей, он считал, что ручная работа гарантирует уникальность вещей и их высокое качество. С тех пор это требование не меняется, до сих пор количество машинных швов должно составлять не более 30% (!). Также надо иметь высокий оборот, несколько бутиков в Париже и пр.

Сотрудники домов высокой моды обладают узкой специализацией: одни заняты исключительно вышивкой, другие работают с перьями и т. д. Это обеспечивает высокий уровень профессионализма. Штат сотрудников в среднем составляет 5000 человек, при этом швей – 2000.

На каждую вещь уходит от 100 до 400 часов работы (!). При этом делают не меньше трех примерок, благодаря которым вещь идеально сидит и улучшает фигуру.

Стоимость изделий высокой моды

Вещи haute couture стоят баснословно дорого. Например, за платье, сшитое в доме высокой моды, придется заплатить от 25 000 до 100 000 тысяч долларов, за костюм – от 16 000 долларов, за вечерний наряд – от 60 000 долларов.

Прет-а-порте

Прет-а-порте (в переводе «готовое к носке») – это модели, запускаемые домами высокой моды в массовое производство. В отличие от вещей haute couture, которые создаются в единственном экземпляре, одежда прет-а-порте тиражируется. Серии делаются небольшими, вещи продаются в фирменных бутиках.

Такие коллекции готовой одежды служат важным источником доходов модных домов. Вещи прет-а-порте стоят значительно дешевле, чем изделия, сшитые в домах высокой моды.

Попутно отмечу, что есть фирмы, ориентированные на масс-маркет и не имеющие отношения к Синдикату высокой моды, но умеющие очень удачно сочетать новейшие модные тренды с демократичной ценой. Среди них лидируют всемирно известные бренды Zara и Mango.

Кто является клиентами домов высокой моды

Для домов высокой моды «золотым» временем были годы, наступившие после окончания Второй мировой войны. Тогда эта индустрия бурно развивалась. Но даже в то время заказывать одежду в модных домах у лучших кутюрье могли позволить себе всего лишь 15 000 клиенток.

В настоящее время количество таких женщин значительно сократилось: одежду там заказывают примерно 2 000 представительниц прекрасного пола. Ну, а постоянными клиентками этих домов являются всего лишь 200 человек.

На чем дома высокой моды зарабатывают деньги

Модные дома имеют малочисленную клиентуру, но при этом у них огромный штат персонала с использованием ручного труда. Учитывая эти факторы, изготовление уникальных, эксклюзивных предметов одежды приносит очень небольшую прибыль.

Однако есть другой важный фактор. Модные дома прикладывают огромные усилия, чтобы создать известный бренд и громкое имя, а зарабатывают они на другом. Основную прибыль им приносят: парфюмы, косметика, колготки, эксклюзивная бижутерия.

Большинство женщин не в состоянии купить себе платье haute couture или прет-а-порте. Зато многие из них могут приобрести туалетную воду, помаду, колготки от знаменитого дома моды и при этом почувствовать себя причастной к миру роскоши и люкса.

Для чего устраиваются показы высокой моды

Они необходимы для привлечения внимания. Это роскошное яркое зрелище является лучшей рекламой домов высокой моды. Показы являются дорогостоящим мероприятием, но они позволяют домам моды улучшить свой имидж, поднять престиж, привлечь не только клиентов haute couture, но и покупателей массовой продукции.

Интересные факты и правила Haute Couture

Часто слышу удивление и неприятие Высокой моды. Кому это надо? Зачем? Куда это носить? Эта мода для сумасшедших? И лишь немногие знают, что высокая мода — это ни что иное, как высшее художественное мастерство по ткани, применение только ручного труда, только высший полет фантазии, только лучшие ткани.

Haute Couture сравнимо с церемонией награждения Нобелевской премии, или ее можно сравнить с картинами Ван Гога, Клода Моне, Эдгаром Дега, Ренуаром, с великими музыкантами — Моцарт, Бетховен, Бах и др. Одежду haute couture могут себе позволить носить приблизительно 2000 человек в мире. Поэтому говорить о прибыльности кутюра можно только условно, на двух тысячах не сведешь дебет и кредит. Все это оплачивается продажами сумок и парфюмерии — как это и было еще в 1990-е.

Haute Couture дело достаточно затратное, так как по требованию синдиката моды в кутюрном изделии допустимо всего лишь до 35% машинных строчек, на пошив одной модели уходит от ста до пятисот часов, соответственно, только зарплата у мастериц, вы представляете, какая высокая, не считая других расходов. А некоторые бренды, наоборот, отдают дань традициям и предпочитают по старинке полностью делать все вручную. Все зависит, конечно, от благосостояния бренда, так как слишком затратно сделать все вручную, еще и за показ заплатить. Участие в показе haute couture стоит больше чем 100 000€.

Каждая модель от кутюр имеет собственный номер, так как выполняется в единственном экземпляре вручную без применения лекал, форму будущего наряда придают ткани булавками, потом на сколотые места наносят метки и по ним кроят.

Продолжительность работы, стоимость и количество ткани, использование вышивки, батика и других способов декорирования определяют стоимость платья от кутюр, которая для всех моделей является очень высокой: повторюсь, что купить их могут не более двух тысяч клиентов во всем мире, основная часть которых проживает в Арабских Эмиратах и в России.

Так как Haute Couture — дело достаточно затратное, кутюрные ателье закрываются. Например, в 2002 году, когда были закрыты кутюрные ателье Yves Saint Laurent, поговаривают, что с уходом Ива Сен-Лорана высокая мода умерла. И вот уже 11-й год как она продолжает умирать, и до сих пор не понятно, пациент скорее жив, или все-таки скорее мертв.

Постепенно старые дома исчезают из расписания кутюрной недели, зато появляются новые. У этого есть и вполне практическое объяснение: попасть в расписания недели prêt-à-porter практически невозможно, она забита под завязку, зато в кутюрной места полно.

Надеюсь, Высокая мода не умрет, так как является высшим звеном в ступенях моды, лабораторией идей для pret-a-porter и масс-маркета. Они используют наработки и идеи высокой моды, адаптируя под прибыль и массовое производство, кутюр задает тон pret-a-porter и масс-маркету на несколько лет вперед. Haute Couture — это тот высочайший уровень ремесла, благодаря которому можно поддерживать создание недорогой, но модной и добротной одежды для широких масс.

Кстати, понятие от кутюр на мужскую моду не распространяется.

7 правил Haute couture

1. Кутюрное платье покупается не потому, что понравилось, а потому, что есть конкретный повод его надеть.

2. Вывести «в свет» его прилично только раз, не больше. Если уж очень оно вам полюбилось, то два, но второй выход должен состояться не раньше, чем через 10-15 лет, чтобы оно по праву могло называться еще и винтажным.

3.Первое кутюрное платье неприлично покупать девочке раньше, чем ей исполнится 16 лет. Таков этикет.

4. Такой наряд шьется непосредственно на фигуру заказчицы. Потребуется не менее трех примерок.

5. С момента покупки и до того, как платье привезут клиентке, может пройти до трех месяцев. И никто не нервничает, все с надеждой ждут.

6. Все ткани, используемые Домом для создание кутюрных коллекций, обязательно несут на себе эксклюзивный принт дома, который больше никем и никогда не будет использован.

7. Кутюрное платье требует особых аксессуаров, например семейные бриллианты.

Что такое «от кутюр» (Haute Couture)

Хотя такое понятие, как «от кутюр» известно многим, некоторые все же не до конца понимают, что оно означает, а уж тем более для чего нужно, вообще.

Для того, чтобы выяснить, как зарождался «от кутюр», что имеет право называться «от кутюр», и как это влияет на моду в общем и целом, нужно отправиться в Париж, и только в Париж, потому что именно там и существует Парижский Синдикат Высокой Моды.

От кутюр зародился в середине XIX века, когда стали появляться первые Салоны мод.

Английский модельер Чарльз Фредерик Уорт покорил парижское общество своими шедеврами. Его шикарные изделия котировались так высоко не только из-за дорого материала, ручной работы и великолепного исполнения. Каждый шедевр Уорта был подписан самим мастером, а даме, носившей, такое платье была открыта дорога в высшее общество.

В 1868 году был создан Парижский комитет Профсоюза швейной промышленности, и уже в 1943 г. был издан закон, по которому модельеры «от кутюр» получили равные права с деятелями литературы и искусства.

Какие творения модельеров имеет право называться «от кутюр».

Согласно Парижскому Синдикату Высокой Моды продукция от кутюр должна быть изготовлена вручную, не меньше чем на 70%. В основном это достигается использованием вышивок и аппликаций. Вся продукция шьется из специально изготовленной для них ткани, которая является крайне дорогой, и качественной. Именно потому и вещи от кутюр так дороги.

Каждый Дом Моды имеет штат ремесленников, количество которых должно быть не менее 20 человек.

Благодаря труду этих высококлассных специалистов и изготавливаются уникальные кружева, плиссировки, украшения, пуговицы, бижутерия и прочие принадлежности.
На создание одного наряда может уйти приблизительно 100−150 часов напряженного ручного труда. Создание вечернего туалета с вышивкой требует нескольких тысяч часов ручной работы
Два раза в год Дом Моды обязан представлять международной прессе показ не менее 50 моделей «от кутюр».

Обычно Недели Высокой Моды избегают какой-либо связи с показами прет-а-порте, хотя и представляют их одни и те же дома. Показы проходят в январе и в июле, как правило, в комплексе «Круазель дю Лувр».

Недели Высокой Моды посещаются самыми богатыми и знаменитыми людьми мира, которые с легкостью могут себе позволить купить платье за 100 тысяч долларов и даже больше.

Чтобы получить сертификацию «от кутюр» дом моды должен располагаться именно в столице Франции.

Принадлежность к Дому Высокой моды защищена законом, а список Домов Высокой Моды составляется специальной комиссией при Министерстве промышленности Франции.
Иностранные Кутюрье могут быть лишь членами-корреспондентами Синдиката. Так, например, дома Моды Версаче, Валентино могут быть приглашены на Неделю Высокой Моды, но в силу того, что они не отвечают всем критериям, называются не «от кутюр», а просто «кутюр».
Для чего нужен «от кутюр»?

Этим вопросом я уверена задавались многие, ведь большинство нарядов являются абсолютно неносибельными, а в силу своей астрономической цены еще и не досягаемы!

Все дело заключается в следующем — шумиха и эффектность от такого рода мероприятий дает прекрасную возможность дизайнерам поднять имидж своих домов и привлечь как можно больше клиентов.

После недель Высокой моды следуют показы Прет-а Порте, которые и приносят основной доход. Стремясь за роскошью, блеском и гламуром, увиденным на показах Высокой Моды почитательницы таланта дизайнера скупают его коллекции прет-а-порте.

Ну и конечно, Высокая Мода готовит плацдарм для творений прет-а-порте, именно оттуда дизайнеры черпают новые идеи, образы, цвета и силуэты.

Наряды «от кутюр» с удовольствием демонстрируют звезды на красных дорожках.

Dior Haute Couture Spring 2010

Chanel Haute Couture Spring 2010

Valenyino Haute Couture Spring 2010

Jean Paul Gaultier Haute Couture Spring 2010

Givenchy Haute Couture Spring 2010

Elie Saab Haute Couture Spring 2010

Высокая мода — «бизнес образа», или Всё, что мы знаем о Haute Couture

Не так давно (месяц назад) закончилась Paris Haute Couture SS 2016, которая сподвигла меня на написание этой статьи. Вспомить всё, что знаю лично я о «Высокой моде» (с отрывками из лекций в Академии по истории костюма, сохранившиеся в памяти), а также воспользоваться величайшим изобретением нашей эпохи — интернетом, и собрать всё в единую картинку.

В буквальном переводе с французского Haute Couture означает «высокое шитье».

В наши дни под этим понимают создание одежды высокого класса и переводят как «высокая мода».

Центром от-кутюр, как можно догадаться, является Париж, где находится Палата (Синдикат) высокой моды. Она определяет статус модельеров, занимается организацией показов коллекций Домов высокой моды, поддерживает связи с прессой и магазинами по всему миру.

Чтобы быть причисленным к Домам от-кутюр, надо соответствовать целому ряду требований:

1. Всё производство — центральное ателье, мастерские, магазины — всё должно находиться в Париже.

2. Дом обязан иметь не менее 15 служащих (в разных источниках эта цифра может меняться до 20) и представлять коллекции 2 раза в год — в каждом дефиле по 35 платьев «для дня и для вечера». В 2001 г. правила приема в Палату упростились.

В 2001 году входили такие Дома, как:

  • Balmain;
  • Chanel;
  • Christian Dior;
  • Christian Lacroix;
  • Emanuel Ungaro;
  • Givenchy;
  • Hanae Mori;
  • Jean Louis Scherrer;
  • Jean Paul Gaultier;
  • Lecoanet Hemant;
  • Louis Feraud;
  • Thierry Mugler;
  • Torrente;
  • Yves Saint Laurent;
  • Viktor&Rolf.

Дома, чьи центральные ателье находятся за пределами Парижа, являются членами-корреспондентами Палаты. Так, например, дома Моды Versace и Valentino могут быть приглашены на Неделю Высокой Моды, но в силу того, что они не отвечают всем критериям, они называются не «от кутюр», а просто «кутюр».

Количество Домов высокой моды меняется, но почти всегда держится около цифры 20.

Дом от-кутюр получает прибыль свыше миллиарда долларов ежегодно, и его штат составляет примерно 5 тыс.человек, в том число 2 тыс. швей.

Как правило, сотрудники имеют узкую специализацию: кто-то из них работает с перьями, кто-то — с вышивками, кто-то с пуговицами.

Платья от-кутюр выполняются зачастую вручную и только в одном экземпляре. Согласно Парижскому Синдикату Высокой Моды, продукция от кутюр должна быть изготовлена вручную не менее, чем на 70%.

Каждая модель требует обычно от 100 до 400 часов работы. Выбранные на дефиле костюм или платье являются лишь образцом, а для клиента шьется новое, идеально подходящее по фигуре (не менее 3-х примерок). Поэтому цена платья от-кутюр высокая — от 26 тыс. до 100 тыс. долларов, костюма — от 16 тыс. долларов, а вечернего туалета — от 60 тыс. долларов.

В «золотые» годы высокой моды — после Второй мировой войны — примерно 15 тыс. женщин могли позволить себе носить платья, сшитые лучшими мастерами Парижа.

Сегодня же одежду от-кутюр заказывают в среднем 2 тыс. женщин (!), а число постоянных клиенток Домов высокой моды и того меньше — около 200!

Высокая мода приносит модным домам очень небольшую прибыль. В действительности, часто они даже терпят убытки. Колоссальные затраты и очень малочисленная клиентура, возможно, объясняют, почему за последние шестьдесят лет количество домов «от кутюр» значительно снизилось.

Для чего нужен «от кутюр»?

Это чистое «искусство для искусства». Все дело заключается в «перфомансе» (театральности), эффектности и шумихе. Такого рода мероприятия дают прекрасную возможность дизайнерам поднять имидж своих домов и привлечь как можно больше клиентов. После недель Высокой моды следуют показы Прет-а-Порте, которые и приносят основной доход.

Многие известные Дома моды сначала разрабатывают уникальную одежду, потом самые лучшие идеи адаптируются на фабриках. После этого начинается работа с большими компаниями, с производствами, с текстильщиками, чтобы эту идею адаптировать, чтобы экономически выгодно использовать, чтобы был хотя бы небольшой поток, и люди смогли увидеть эту одежду не только в журналах и на подиуме, но и в магазинах и бутиках.

Интересные факты

В 2005 году Джорджио Армани, немало удивив многих аналитиков модной индустрии, запустил свою линию Высокой моды — Armani Privé. Эта затея, казалось, была обречена с самого начала: если «Версаче» и «Унгаро» отказываются от показов Высокой моды, на что рассчитывает Армани, никогда не делавший «от кутюр» и построивший свою империю на непринужденных классических пиджаках и брюках? Однако 70-летний дизайнер заявил, что на платья с ценником за 10000 долларов существует спрос, и был прав.

Первая коллекция Armani Privé оказалась совершенно носибельной и словно созданной для различных светских мероприятий высокого уровня. Несмотря на кажущуюся «приземленность» линии Armani Privé, каждая вещь в ней сшита вручную, на что уходит два месяца, а цена зашкаливает за 10000 евро. Ставка на супер-роскошь оказалась верной: каждый сезон европейские клиенты дизайнера заказывают в среднем по 3 ансамбля из линии Armani Privé. Кроме того, Армани отправляет своих главных швей для проведения примерок прямо к клиенткам, заказывающим несколько платьев в сезон.

Так же поступает и дом Chanel, оплачивающий своей главной швее перелеты частным самолетом по всему миру. Ведь многие из серьезных клиентов «от кутюр» не присутствуют на дефиле, освещаемых большим количеством прессы. Вместо этого им высылается DVD-диск с записью показа, или пароль для просмотра новой коллекции на специальном веб-сайте.

Также специально для клиентов «от кутюр» модные дома проводят закрытые показы в шоу-румах где-нибудь в Нью-Йорке.

Дом Versace без особой шумихи представляет свои кутюрные вечерние платья клиентам в своем шоу-руме в Париже. Кроме того, модные дома стали проводить показы своих кутюрных коллекций в Нью-Дели или Гонконге, рассудив, что если их новые потенциальные клиенты не могут или не хотят приезжать для этого в Париж, следует привезти коллекции к ним домой.

Представители дома Valentino говорят, что регулярно летают в Москву и Дубай для встречи с клиентами, так как только 10% их клиентов приобретают кутюрные вещи в парижском шоу-руме.

В ноябре 2007 г. Crocus Group открыла в Москве первое в России эксклюзивное Atelier Couture в бутике Сrocus (Столешников пер., 5).

А в декабре 2007 г. Москву посетил итальянский кутюрье Lorenzo Riva, чтобы показать свою новую коллекцию 2008 года и пообщаться с российскими клиентками.

Постскриптум

Высокая мода — это «бизнес образа». А проводимые периодически недели моды — точки вдохновения. По своей сути это рекламные кампании — самые масштабные из существующих. Они помогают как новичкам, так и известным дизайнерам заявить о себе, явить миру свое творчество — ведь это и есть основная цель их работы. А эти мероприятия — самый эффективный способ рассказать о себе. На них, конечно, тратятся миллионы евро, но для дизайнеров, как истинных художников, показ на Неделе Моды — это способ самовыражения, «холст для творчества», где можно творить всё, что угодно.

И в заключении хочется процитировать потрясающего Ralph Loren: «Мода — это не о лейблах. И не о брендах. Это о чем-то еще, что происходит внутри нас».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]